Охотники за нацистскими сокровищами. Часть 2

Генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк конфисковал у влиятельного польского семейства картину да Винчи «Дама с горностаем», а вот расстаться с полотном не смог. Заминка возникла, когда шедевр отправили в музей фюрера в Линце. После недолгих колебаний Франк приказал вернуть творение да Винчи в свой особняк и повесил его в гостиной. Ганс был страстным коллекционером, как и другие представители нацистской верхушки. О них diletant.media уже рассказывал. А сегодня речь пойдет о кампании против художников-«вырожденцев», бесследно исчезнувших полотнах и неожиданных находках в австрийских Альпах.

Охотники за нацистскими сокровищами. Часть 2

Гитлер объявил войну футуризму и кубизму в 1935 году. В одном из выступлений он подчеркнул, что эти художественные течения «отравляют» чистую арийскую кровь нездоровыми концепциями. Авангардизм был запрещен во имя немецкого народа, из музеев исчезли картины и скульптуры модернистов. В прессе эти работы называли отвратительными и уродливыми. Арт-агенты воспользовались кампанией против так называемой вырожденческой живописи; они заключали сделки с европейскими аукционными домами или прятали полотна, дожидаясь удобного момента для продажи. Известно, что картины модернистов хранил у себя Йозеф Геббельс.

Охотники за нацистскими сокровищами. Часть 2
Выставка «дегенеративного искусства» в Мюнхене

Гитлер заявил, что футуризм и кубизм «отравляют» чистую арийскую кровь

В 1937-м запрещенные произведения выставили в галерее в Мюнхене. Экспозиция должна была дискредитировать современное искусство. Картины в залах намеренно повесили так, чтобы у посетителей возникло ощущение хаоса. Кроме того, в галерее было очень душно, места гостям не хватало. Авторы каталога предупреждали посетителей: «Больной мозг авангардиста покушается на ценности самосохранения сообщества (…) Немцы в изображении авангардиста выглядят тупыми похотливыми скотами. Идеализируется потаскуха — в противовес женщине из буржуазного общества, которая, по мнению порочного творца, нравственно куда более распущена, чем проститутка». План по дискредитации нового искусства провалился. К «запрещенке» потянулись из разных уголков Третьего рейха. Экспозицию осмотрели больше 2 миллионов человек. А выставку «величайшего германского искусства», расположенную неподалеку, посетили меньше 700 тысяч немцев. Сцены из сельской жизни и изображения атлетически сложенных юношей мало интересовали публику.

Охотники за нацистскими сокровищами. Часть 2

Образцы запрещенного искусства уничтожали весело, под музыку оркестров и «огненные речевки». В марте 1939 года в Берлине в огне погибли больше 1000 картин и 3000 акварелей. В их числе — работы одного из крупнейших акварелистов XX века Эмиля Нольде. Спустя три года у галереи Жё-де-Пом в Париже сожгли около 600 работ, включая шедевры Дали и Пикассо. Судьба «правильного» искусства сложилась иначе; шедевры старых мастеров должны были переехать в музей фюрера в Линце. Кроме того, они оседали в частных коллекциях. В разгар войны их прятали в рудниках и железнодорожных вагонах. Крупнейшим стал тайник в австрийской шахте Альтаусзее. Именно здесь хранился Гентский алтарь, созданный братьями Хубертом и Яном ван Эйком в 1432 году.

Охотники за нацистскими сокровищами. Часть 2
Фрагмент Гентского алтаря

Алтарь состоит из 24 панелей, на них изображены 258 человеческих фигур. Спасти артефакт удалось, в том числе, благодаря «хранителям памятников». Это движение было создано по инициативе Эйзенхауэра и Рузвельта. К нему примкнули искусствоведы, историки и сотрудники музеев. Они с риском для жизни «охотились» за культурными ценностями, конфискованными нацистами. Хранители определяли местоположение шедевра и договаривались с союзниками, чтобы не допустить бомбардировки объекта. Они реставрировали полотна и возвращали их на родину. Подразделение состояло из нескольких десятков художественных «разведчиков».

Статую Микеланджело нацисты вывезли в грузовике «Красного креста»

«Охотникам» удалось найти полотно Рембрандта «Ночной дозор», на котором изображена стрелковая рота нидерландского ополчения. Художник написал групповой портрет в 1642 году. История полотна напоминает детектив. Искусствоведы обнаружили его в XIX веке на волне нового интереса к творчеству Рембрандта. В начале Второй мировой «Ночной дозор» вывезли из музея в Амстердаме. В течение нескольких лет картина путешествовала по стране, пока ее не присвоили агенты Третьего рейха. Хранители памятников нашли работу Рембрандта в 1944 году. Свернутое в рулон полотно хранилось на глубине 35 метров в одной из пещер у города Маастрихт. В 1947-м специалисты провели реставрацию картины. Удалив слой копоти, эксперты выяснили, что сцена «Ночного дозора» на самом деле происходит днем.

Охотники за нацистскими сокровищами. Часть 2
«Ночной дозор»

Всего за последний год войны «хранители» спасли более 50 работ Рембрандта. В шахте Альтаусзее вместе с картинами голландского художника хранилась статуя «Мадонна Брюгге» Микеланджело. В 1944-м нацисты вывезли ее из Брюгге под матрасами в грузовике «Красного креста».

Геринг пытался обменять картину Мемлинга на собственную безопасность

В тайниках Третьего рейха обнаружили также бюст Нефертити из Египетского музея в Берлине. Произведение древнеегипетского искусства вывезли в Германию в 1913 году под видом неоконченного портрета; сверху его покрыли гипсом. В разгар войны артефакт поместили в шахту Меркерс вместе с золотым запасом Германии. Золото союзники забрали, а ящики с экспонатами открывать не стали. Их увезли в музей Висбадена. После 1945-го музейщики открыли коробку с надписью «Разноцветная королева», где хранился бюст Нефертити. Кстати, тогда о претензиях на артефакт заявили представители советской зоны оккупации Германии. Но Нефертити осталась в Западном Берлине. Журналисты окрестили ее «красивейшей жительницей города» и самым ярким музейным экспонатом Берлина.

Охотники за нацистскими сокровищами. Часть 2

Ротшильды продали семейную коллекцию за 90 млн долларов

К поиску картины фламандского художника Ганса Мемлинга «Мадонна с младенцем и ангелами» хранители приступили уже после войны. Полотно было изъято из коллекции Ротшильдов в 1938 году и попало к Герингу. Рейхсмаршал пообещал картину американскому полковнику Уильяму Куинну в обмен на гарантии безопасности. Куинн согласился на сделку, после этого след «Мадонны» теряется. «Хранители» приступили к поиску картины в 1947 году. По их версии, к исчезновению полотна могли быть причастны американские военнослужащие. Поиск длился несколько лет, его координировали в Федеральном бюро расследований. Найти картину так и не удалось. Сегодня она оценивается в четверть миллиона долларов.

Охотники за нацистскими сокровищами. Часть 2
Церковь, где немцы хранили украденные полотна

Многие произведения искусства погибли во время пожаров. Так, «Святой Матфей с ангелом» и «Портрет куртизанки» Караваджо были уничтожены огнем в Берлине. Такая же участь ожидала работы Рубенса и Кранаха.

Охотники за нацистскими сокровищами. Часть 2

После Второй мировой войны уцелевшие произведения искусства начали возвращаться к владельцам. В Германии появилось ведомство, ответственное за возврат культурных ценностей. Процесс затянулся на десятилетия, некоторые из картин до сих пор не нашли своих хозяев. В прессе широко освещался реституционный процесс Марии Альтман. Она отсудила у австрийского музея 5 картин Густава Климта, принадлежавших ее дяде, еврейскому предпринимателю Фердинанду Блох-Бауэру. Альтман подала иск в 1998-м, когда в Австрии начал действовать закон о реституции предметов искусства. Спустя 8 лет арбитражный суд Вены принял решение о возвращении работ Климта Марии. Похищенные нацистами ценности вернули себе и Ротшильды. В 1999-м они продали семейную коллекцию (около 250 лотов) за 90 миллионов долларов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

5 + 5 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: