«Теперь каждый картузник и сапожник, корсетница и шляпница лезут в театр»

9 (20) февраля 1729 года в Костроме родился Федор Волков. Провинциальному актеру, ранние выступления которого состоялись в здании бывшего амбара, суждено было стать основателем первого постоянного русского театра. Как развивался в XVIII веке отечественный театр, что о нем думали зрители, и как актеры отзывались о своей профессии?

«Теперь каждый картузник и сапожник, корсетница и шляпница лезут в театр»

«Повелели Мы ныне учредить рyccкий для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головинский каменный дом, что на Васильевском острову, близ Кадетского дома. А для оного поведено набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число».

Из указа Елизаветы Петровны об учреждении русского театра

«Каждый знает, что в десятилетнее время и меньше начальники, управляющие отдаленными городами от столиц России, придумали с корпусом тамошнего дворянства заводить благородные и полезные забавы; везде слышим театры построенные и строящиеся, на которых заведены довольно изрядные актеры. Во многих благородные люди стараются к забаве своей и общей пользе писать и переводить Драматические сочинения; и приметно, что дети благородных людей и даже разночинцев восхищаются более зрением театрального представления, нежели гонянием голубей, конскими рысканиями или травлею зайцев и входят в рассуждение о пиесах, чему я сам бывал в провинциях свидетель».

«Драматический словарь», 1787 год

«Теперь каждый картузник и сапожник, корсетница и шляпница лезут в театр»
«Драматический словарь» — первый русский сборник театральных пьес

«Внимание мое привлек театр, заведенный и содержимый Медоксом. Эта забава мне очень понравилась и отчасти изменила мое поведение: я стал употреблять деньги на театр, а не на пьянство, отчего и гулять стал меньше. Новая моя охота росла, и, наконец, мне захотелось самому поиграть на тиатере, как его тогда называли. Я познакомился с мелкими актеришками, попотчевал, подружился с ними и открылся в моем желании, уладить дело было нетрудно, потому что один из официантов, выносящих на сцену стулья и говорящих иногда по нескольку слов, умер, и мне доставили это место».

Яков Шушерин, актер

«Представился покойному отцу моему <…> случай завести начально маленький театр, к чему способствовала уже довольно заведенная прежде музыкальная копель. Избраны были из служащих в доме способнейшие люди, приучены театральным действиям и играны сперва небольшие пьесы. По времени невиновность забавы сей и непосредственные успехи подавали мысль умножить актеров. <…> Сей маленький домашний театр в состоянии был напоследок давать оперы и аллегорические балеты».

Николай Шереметев, сын создателя первого крепостного театра

«Теперь каждый картузник и сапожник, корсетница и шляпница лезут в театр»
Прасковья Жемчугова — одна из самых известных крепостных актрис XVIII века

«Ерофеев имеет обучать трагедиям и комедиям свой штат… Васька комик хорош; но трагиком будет лучше Никитка. Только должно ему научиться выражению, что легко по запятым, точкам, двоеточиям, восклицательным и вопросительным знакам. В рифмах выйдет легко. Держаться надобно каданса в стихах, подобно инструментальному такту, — без него ясности и сладости в речи не будет, ни восхищения — о чем ты всё сие подтвердительно растолкуй. Вместо Максима и Бочкина к комическим ролям можно приучить и маленьких певчих из крестьян».

Александр Суворов, полководец

«Теперь каждый картузник и сапожник, корсетница и шляпница лезут в театр, а тогда не только многие из простонародья гнушались театральными позорищами, но и в нашей среде иные считали греховными все эти лицедейства.

Но была еще другая причина, что наша братия езжала реже в театры: в Москве живало много знати, людей очень богатых, и у редкого вельможи не было своего собственного театра и своей доморощенной труппы актеров».

Елизавета Янькова, жительница Москвы

«Я был учителем, наставником и инспектором российской труппы 38 лет, отдал на театр моих собственных трудов — драм, опер и комедий — больше 40, которые доныне играются и доставляют дирекции зрелищ хорошие сборы. Я три раза подкреплял упадающий российский театр новыми людьми, которых ниоткуда не выписывал, но сам здесь сыскал, научил и пред публику с успехом представил. Не было, да и нет ни единого актера или актрисы, которые бы не пользовались более или менее моим учением и наставлениями; не появлялась во время моего правления ни одна пьеса на театре, в которой бы я советом или поправкою не участвовал».

Иван Дмитревский, актер, драматург

«Теперь каждый картузник и сапожник, корсетница и шляпница лезут в театр»
Иван Афанасьевич Дмитревский

«Поезжайте, — сказал он, — в Вологду. Там театра нет, и не было. Вам, вероятно, будут там очень рады.

— Где же мы будем играть, если там нет театра?

— В моем доме.

— А сцена, декорации, — начал, было, я пересчитывать все затруднения, которые сопряжены с денежными тратами, для нас немыслимыми, но Кокорев меня перебил, добродушно улыбаясь:

— А уж это не ваше дело… Вы только скажите, согласны ли ехать в эту глушь.

Разумеется, я согласился от лица всех моих товарищей… В Вологде нас встретил радушный прием. Жители с нетерпением ожидали открытия театра, который вышел очень вместительным и крайне симпатичным».

Николай Иванов, актер, певчий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

− 2 = 7

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: