Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Занятная штука эта наша жизнь. Например, приезжаешь куда-то и думаешь, что узнаешь одно, а узнаешь совсем другое, да еще такое, о чем бы иначе вовсе никогда бы и не узнал. Вот и со мной такое произошло прошлым летом, когда я вместе с группой туристов из России оказался в старинном польском городе Вроцлаве. Здесь на ВО я уже рассказывал о разных интересных моментах, связанных с посещением замков в Чехии, крепости и музеев города Брно, Оружейной палаты в Дрездене, города-музея Майсен, а вот теперь дошла очередь и до Вроцлава. Причем, разумеется, с уклоном в тему именно «Военного обозрения».

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Картина Яна Матейко «Битва под Рацлавицами».

А было так, что… я почему-то забыл заранее посмотреть в Интернете, что именно ожидает меня в этом городе и какие достопримечательности «милитаристской направленности» следует мне там посмотреть. Ну вот как-то так закружился. Впрочем, подумал я, подъезжая к Вроцлаву, там же будет экскурсия по городу и уж хотя бы что-то интересное мне там покажут, а уж куплю карту города и сам во всем разберусь. Однако все оказалось нет так, вернее, не совсем так. То есть правило, что «Бог свое, а черт – свое», следует нам всем помнить обязательно.

Автобус высадил нас в странном месте у огромной церкви из красного кирпича. Здесь-то наша экскурсия и началась, причем никаких киосков с туристическими картами в зоне прямой видимости, увы, не оказалось.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

То самое место, с которого начался «мой Вроцлав». Сколько раз рассказывал студентам о том, как стены средневековых соборов укреплялись контрофорсами, а тут… вот они прямо перед глазами. И само здание буквально пропитано духом средневековья.

Тем не менее, ничего особо-то ведь страшного не произошло. Поляк-экскурсовод оказался очень приятным и эрудированным человеком, явно влюбленным в свой город, слушать которого оказалось одно удовольствие. Замечу, что некоторые «просто работают» и таких гидов я не очень люблю. Тут же человек явно подходил к «делу с душой» и, разумеется, это было очень приятно.

Мы прошли к величественному собору св. Иоанна Крестителя, разрушенного во время боев за Бреслау – так назывался этот город у немцев, практически на 70%, а затем мимо папского факультета теологии, по улице Кафедральной и через Тумский мост направились через реку Одер (или Одру по-польски) в центр города. Выяснилось, и личные впечатления это только лишь подтвердили, что Вроцлав можно смело называть самым романтичным и тихим городом в Польше. Интересен он и тем, что в черте города находятся целых 12 островов, на которые ведут красивые мосты, что делает его просто потрясающим местом для прогулок и отдыха.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Острова в городе соединяют вот такие мосты.

Ну, а сочетание самых разных культур и объектов архитектуры придают ему и вовсе уникальный и по-своему неповторимый вид. Но самое главное его преимущество, на мой взгляд, заключается в небольшом количестве туристов. Поэтому Вроцлав избавлен от людской толчеи и излишнего шума.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Собор Иоанна Крестителя.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Макет собора возле его входа, позволяющий увидеть его целиком.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Одна из зданий на улице Кафедральной…

По пути в центр гид рассказал, что нас ожидает поиск… гномов, миниатюрные фигурки которых сделаны из бронзы, и находятся по всему городу в самых разных местах. О такой достопримечательности Вроцлава я и слыхом не слыхал, поэтому выслушал рассказ гида с большим удовольствием.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Кстати, музеев в городе Вроцлаве очень много. Есть уникальный дворец медальерного искусства. Есть Военный музей, куда я, к сожалению, уже не попал, хотя там находится замечательная коллекция касок и много всякого другого вооружения, включая польские именные сабли.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

А это Прусский королевский дворец и тоже музей, который рассказывает о тысячелетней истории города Вроцлава. По словам гида, Польша 80-х годов XX века представляла собой малоприятное зрелище: всепоглощающая цензура, нарушения прав человека, пустые полки магазинов, лицемерие политиков и серая удушающая реальность. Все это вызвало рождение небольшого сообщества несогласных с режимом. Но действовать они решили не силой, а методами «оранжевой революции», из-за чего общество и получило название «Апельсиновой Альтернативы». Поскольку милиция тут же замазывала появляющиеся то тут, то там на стенах антикоммунистические лозунги, члены «Альтернативы» начали рисовать на этих местах оранжевых гномов с цветами в руках.

Первый оранжевый гном был нарисован на трансформаторной будке 31 августа 1982 года. А вскоре их изображения появились на улицах уже всех пяти крупнейших польских городов. Так люди показывали, что они против власти, но привлечь их к ответственности по серьезным статьям было невозможно. Ну, это как сейчас в Каталонии, где все трансформаторные будки исписаны надписями «Каталония не Испания и «Fuck polizia!» Своего апогея интерес к этим гномам и «Альтернативе» достиг в День Защиты Детей 1 июня 1987 года. Тогда стражи социалистического правопорядка города Вроцлава принялись арестовывать активистов движения, раздававших прохожим конфеты на улице Свидницкой. В ответ на милицейский произвол толпа стала скандировать «Гномы существуют!». И вот это событие и вошло в польскую историю под названием «Революция гномов». Ну, а когда коммунистический режим в Польше пал, на улице Свидницкой в память об этом событии установили памятный знак в виде… бронзового гнома. И теперь они стоят по всему городу в самых разных местах и изображают гномов, занятых самыми разными делами, причем точного их количества не знает никто!

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Самый первый памятный гном – «борец с тоталитарным режимом».

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

А вот такой гном встретился мне. Собственно, встретилось-то их много, но главная тема этой статьи все же военная, поэтому тему гномов развивать дальше вряд ли имеет смысл. Хотя еще парочку показать, думаю, можно.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

И такой…

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

И эти… гномы-пожарники.

И вот тут уж не помню с какого места, на противоположном берегу реки я увидел странное цилиндрическое здание в авангардистском стиле и, конечно, тут же спросил гида, а что это такое? «Ах это, – ответил он, видимо, не очень интересуясь такими вещами, – панорама боя под Рацлавицами, где в 1794 году польские косиньеры разгромили русские войска генерала Тормасова». Больше я спрашивать не решился, потому как застыдился своего невежества. Вроде знал всю историю трех разделов Польши, какие земли кому, когда отошли, что диктатор восстания Тадеуш Костюшко попал в бою с русскими войсками в плен, содержался под стражей при Екатерине, но был прощен Павлом Первым, и потом просил помощи у Наполеона, что Суворов за подавление Польского восстания получил чин фельдмаршала, а вот про эту битву ничего не знал. И захотелось мне ее тут же посмотреть. Выяснить, где нас будет ждать автобус и в какую гостиницу он нас отвезет, было делом минуты, после чего «мои женщины» (жена, дочь и внучка) пошли в одну сторону, а я наконец-то купил туристическую карту, нашел на ней точку рандеву возле оперного театра и со всех ног побежал в другую – смотреть вожделенную диораму. И посмотрел…

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Вот она какая – эта диорама, вернее – здание, в котором она находится. Почему-то напоминает плетеную корзинку.

Прежде всего личное впечатление. Еще в 1962 году я впервые увидел «Севастопольскую панораму» Рубо, и также диораму «Штурм Сапун-горы» и они произвели на меня потрясающее впечатление. Музей-панорама «Сталинградская битва», вернее, то, что на ней нарисовано, не очень понравилось, а вот «Бородинская битва» — панорама просто потрясающая. Диорама «Героическая Пресня. 1905 год» показалась мне очень оригинальной. Там на предметном плане присутствуют человеческие фигуры, что вообще-то для диорам нетипично. А вот эта диорама тоже очень интересна. Она не такая многолюдная, как «Бородинская», однако нарисована просто мастерски. Создана она была в 1893 – 1894 годах по заказу совета города Львова, принадлежавшего тогда Австро-Венгрии, в связи со столетием этой битвы. Длина живописного полотна 114 м, высота 15 м, диаметр диорамы 38 м.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Художник Ян Стыка на лесах, работает над полотном панорамы.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Художник Войцех Коссак за работой.

Главными ее авторами были художники Ян Стыка и Войцех Коссак. Панораму открыли для обозрения в сотую годовщину битвы 5 июня 1894 года во польской всеобщей отечественной выставки, проходившей тогда во Львове.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Здание львовской панорамы в Стрыйском парке.

В 1944 году в результате бомбардировки Львова от немецких оккупантов получила повреждение. В 1946 году ее передали властям Польши и перевезли в город Вроцлав. Однако злоключения панорамы на этом не закончились. Экспонировать ее не стали, а свернули в рулон и спрятали в подвале Национального музея во Вроцлаве.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Польских художники неоднократно изображали эпизоды этой битвы, и почему так понятно. Бой под Рацлавицами. Рисунок Михала Стаховича, впервые опубликованный в 1894 г.

Причина заключалась в нежелании тогдашних властей социалистической Польши лишний раз демонстрировать Москве свою «нелояльность», поскольку демонстрацию панорамы, прославлявшей победу поляков над русскими (хотя бы и в эпоху Екатерины Великой), вполне можно было бы тогда расценить как недружественный акт. Поэтому с решением о строительства для нее нового здания все тянули и тянули. Только в 1980 году, в так называемый период «Солидарности», появилась возможность начать строительство во Вроцлаве нового здания для этой панорамы, а также саму реставрацию полотна, которая продолжалась до 1985 года, когда 14 июня панорама наконец-то была открыта.

Что касается истории самой этой битвы, то после знакомства с комплексом панорамы мне захотелось познакомиться с ней поподробнее. И вот что в итоге удалось про нее узнать.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Карта сражения из истории Ахтырского гусарского полка.

А было так, что немала часть польской шляхты, как и шляхты Великого княжества Литовского, хотя внешне выражала полную покорность Российской Империи, на самом деле готовилась поднять восстание, имея ввиду, что Франция, где в это время революция была на подъеме, поможет ей в борьбе с тиранией. Руководить восстанием был избран литовский шляхтич Тадеуш Костюшко, участвовавший в войне американских штатов против Англии за независимость. Восстание началось с того, что польский генерал Мадалинский отказался распустить конную бригаду, которой он командовал, после чего неожиданно напал на русский полк и захватил его полковую казну. После этого он разогнал прусский эскадрон, находившийся в Силезии, и двинулся на Краков. Уже 16 марта 1794 года жители Кракова провозгласили Тадеуша Костюшко диктатором, а он принес народу публичную присягу. Принятый тут же Акт восстания наделял его полномочиями верховного главнокомандующего всеми вооруженными силами Речи Посполитой и передавал ему в руки всю полноту власти в стране. Тут же и в Польше, и в Литве повсеместно начались мятежи. На что российский посол и командующий русскими войсками в Варшаве, генерал Игельстром, отреагировал немедленно и отправил против Мадалинского отряды под командованием Денисова и Τορмасова; кроме того, в Польшу тут же вступили еще и прусские войска.

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

За что мне всегда нравились панорамы и диорамы, так это наличие предметного плана. Такие отличные макеты в натуральную величину, вот как здесь, например. Диорама «Битва под Рацлавицами».

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

А вот этот крест на этом самом месте стоял тогда, стоит он тут же и сейчас!

Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)

Один из памятников на поле брани, воздвигнутый уже в наши дни.

Продолжение следует…

Автор: В.Шпаковский

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

5 + 2 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: