«Сказание о граде Свияжске»: 9 икон древнего города, которые можно увидеть в Москве

В Третьяковской галерее продолжается
выставка «Сказание о граде Свияжске», цель которой — напомнить гостям музея об исторической значимости древнего города и показать сохранившиеся до нашего времени уникальные памятники, связанные с его основанием.

  • «Сказание о граде Свияжске»: 9 икон древнего города, которые можно увидеть в Москве

    1

    2

    9

    «Благословенно воинство Небесного Царя»

«Благословенно воинство Небесного Царя»

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» некогда располагалась на южной стене Успенского собора Московского Кремля, неподалеку от Мономахова трона, который был установлен специально для первого венчанного русского царя Ивана Грозного и служил государю моленным местом. Вероятнее всего, создание иконы напрямую связано с торжествами по случаю венчания Ивана IV на царство.

Название иконы — цитата из песнопений, посвященных святым мученикам-воинам. Еще одна цитата из этих песнопений прекрасно описывает изображенный сюжет: «Охраняемые крестом мученики разрушили стены заблуждений и, украшенные победными венцами, переселились в Небесный Град».

На иконе представлены воины, движущиеся к Граду Небесному от пылающего земного града. Их встречает, сидя на престоле, Богоматерь с младенцем Христом. А ангелы несут мученикам золотые венцы.

Крылатый всадник, возглавляющий шествие, — архангел Михаил, а фигура на коне с крестом в руках — первый христианский император Константин. Два этих образа были призваны напомнить царю Ивану Грозному о его высокой миссии — охранять православие и вести свой народ по пути спасения.

В глазах современников изображенный сюжет перекликался с событиями Казанского похода. Русское войско ассоциируется с воинами-мучениками, а Иван Грозный, утверждающий православие на покоренной территории, подобен Константину с крестом в руках.

«Иоанн Предтеча Ангел Пустыни»

На иконе изображен небесный покровитель Ивана Грозного, святой Иоанн Предтеча, представленный в символическом образе крылатого ангела пустыни. В руке Иоанн держит свиток, на котором начертана проповедь о покаянии.

Именно в честь этого святого был крещен Иван Грозный. Поэтому после рождения будущего царя образ Иоанна Предтечи Ангела Пустыни получил широкое распространение.

Но эта конкретная икона, по-видимому, пользовалась особым почитанием — на левой руке пророка можно увидеть следы от прикладывания к святыне.

Еще одна особенность — слева от изображения головы святого, над плечом между крылом и нимбом, вмонтирован мощевик. Надпись над ним гласит: «Мощи святого пророка Иоанна Предтечи».

Мощи святых нередко разделялись на небольшие части и хранились в таких мощевиках, чтобы как можно больше людей могли ощутить силу Божью, которую олицетворял праведник.

«Святой Сергий Радонежский в житии»

Иван Грозный ощущал себя продолжателем дела Дмитрия Донского, а потому за духовным покровительством в Казанском походе царь обращался к Сергию Радонежскому, ведь именно этот святой благословил в свое время войско Дмитрия Донского на победу в Куликовской битве.

Перед походом на Казань Грозный молился у гроба чудотворца, а в походной церкви под стенами города обращался к иконе святого Сергия. После одержанной победы царь посетил Свияжск, где приложился к привезенной из Москвы иконе святого.

Ранние иконы изображали Сергия Радонежского строгим — в соответствии с тем, как чудотворец был запечатлен на надгробном покрове. Но со временем образ был идеализирован.

На этой иконе святой представлен смиренным и кротким. Средник иконы окружен клеймами — небольшими сюжетами, которые рассказывают о жизни чудотворца в соответствии с житием Сергия Радонежского, которое написал иеромонах Пахомий Логофет, составитель и редактор ряда житий русских святых.

«О тебе радуется»

«О тебе радуется» — икона из местного ряда иконостаса Успенского собора Свияжска. В основе ее сюжета — текст песнопения Иоанна Дамаскина, христианского святого, почитаемого в лике преподобных.

Песнопение, к которому восходит сюжет иконы, исполняется на литургии Василия Великого и на утренней воскресной службе в определенный период церковного года. Богоматерь здесь уподобляется Церкви и Раю.

«Введение во храм»

Это икона праздничного чина Успенского собора в Свияжске. В праздничном ряду иконостаса помещаются изображения основных событий Евангельской истории, то есть двенадцати основных праздников литургического года. Перед вами образ, посвященный празднику Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Святой Иоаким и святая Анна приводят в Иерусалимский храм свою трехлетнюю дочь Марию, которая в будущем станет матерью младенца Иисуса.

При создании этого изображения мастер, возможно, обращался к иконе из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Однако можно заметить уникальное композиционное решение. Обратите внимание на центральную группу фигур: маленькая Мария изображена прямо по центру, а ее родители — Иоаким и Анна — соприкасаются головами и создают вокруг дочери своего рода арку.

«Святая Троица»

«Святая Троица» — храмовая икона Троицкой церкви, которая находилась в местном ряду иконостаса. Ее появление в свияжском соборе, приписанном к Троице-Сергиевой лавре, закономерно.

Мастер, который написал эту икону, наверняка вдохновлялся главным образом Троице-Сергиевой лавры кисти Андрея Рублева. Но присмотритесь — в иконографию были внесены значительные изменения.

Палаты на свияжской иконе изображены в виде простой двухчастной постройки с щипцовым покрытием. Такая архитектура нетипична для московской традиции, она чаще встречается в произведениях псковской иконописи.

О том, что мастеру была близка псковская традиция, говорят и сумрачный колорит, и суровые черты ликов ангелов.

«Богоматерь Одигитрия»

Изображение Богоматери на этой иконе из местного ряда иконостаса Троицкой церкви восходит к чудотворной византийской иконе Одигитрии.

Одигитрия — это один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. По преданию, впервые подобный образ был написан самим евангелистом Лукой. Та самая первая Одигитрия стала охранительницей Константинополя и всей Византии.

Этот вариант изображения Богородицы с Младенцем получил широкое распространение во всем христианском мире, в том числе на Руси.

Перед вами икона, которая, вероятно, была прислана в Свияжск из Москвы. Правильность в чертах ликов Богоматери и Христа говорит о московском происхождении мастера, создавшего изображение.

«Иоанн Богослов в молчании»

Образ любимого ученика Христа, апостола Иоанна, находился в местном ряду иконостаса церкви Святой Троицы.

Иоанн Богослов здесь предстает особым избранником Бога, который внимает тайне божественного слова. Иногда на подобных изображениях за плечом апостола можно заметить ангела, олицетворяющего Софию, Премудрость Божию.

На иконе из Троицкой церкви за плечом Иоанна Богослова также изображен ангел в белоснежных одеждах. Он благословляет евангелиста правой рукой, а левой касается поднесенной к устам руки Иоанна.

Монументальность фигур сочетается с нежностью и хрупкостью рисунка рук Иоанна — вероятнее всего, икона была создана в конце XVI века, в эпоху Бориса Годунова.

Контраст между сумрачным колоритом и золотыми деталями, некоторая асимметрия черт лика, подчеркивающая его индивидуальность, — все это напоминает о псковской художественной традиции.

«Святые князья Борис и Глеб»

Эта икона стилистически очень близка к образу Иоанна Богослова в молчании. Вероятнее всего, ее создавал тот же мастер — об этом говорит сходство авторских приемов построения формы и выбор колорита.

Первые святые русские князья Борис и Глеб изображены в шубах, украшенных крупным золотым орнаментом и навесными пуговицами, — по «моде» XVI века. Впрочем, вероятнее всего, икона создана в начале XVII столетия.

Святые покровители рода Рюриковичей на ней представлены в рост и обращены друг к другу. Вверху в полукруглом сегменте изображен благословляющий братьев Господь Саваоф.

Фото предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

− 7 = 2

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: