«Я представил, что эту песню поет дочь матери»

Поэт Виктор Боков написал стихотворение «Оренбургский пуховый платок» в 1960 году. Его вдохновили мысли о своей матери, которой он послал из Оренбурга теплую шаль. Композитор Георгий Пономаренко создал музыку для этих стихов – так получилась песня, которая по-настоящему тронула каждую русскую душу. 

Аудиозапись радиоэфира с Виктором Боковым, хранящуюся в Государственном архиве Оренбургской области, можно прослушать по ссылке.

«Я представил, что эту песню поет дочь матери»

Очевидно, эта песня стала известной и любимой не только в Оренбургской области, а повсюду. Оренбургская область имеет особые права на эту песню, потому что здесь я написал стихи для этой песни. В один из приездов в Оренбург посетил местный рынок, когда я увидел множество платков, я как-то растерялся, потому что я был в восторге. Меня это ослепило. Такого зрелища я не видел. Когда-то давно я слышал, что достать оренбургский платок — это мечта женщины. Я купил платок, очень хороший, мягкий и пушистый, ласковый. Я вспомнил свою маму, она уже была старенькая, жила в деревне под Москвой. И я подумал, что если я пошлю своей матери этой платок из Оренбурга. Она получит, и ей будет большая радость.

У меня стали рождаться стихи об этом. Я решил, что героинями песни будут и мать, и дочь, потому что все-таки мать и дочь ближе друг друга поймут, у них свои секреты… Это как отец и сын. Песня не только о платке, эта песня о долге детей по отношению к матери и отцу. Поэтому я представил, что эту песню поет дочь матери.

Как сейчас кажется, я попал в точку, потому что это больше всего волнует людей. В основе этой песни лежит большая человеческая идея, что каждый ребенок должен помнить своих родителей. Пусть даже он уже взрослый, и у него есть свои дети, но все-таки, пока живы отец и мать, никто не имеет права забывать их, бросать, оставлять. Дети должны заботиться о родителях и радовать их, оберегать их старость, поддерживать морально. Это песня как раз отвечает такой задаче. Мой друг, композитор Пономаренко, который писал музыку, тоже стремился выразить такое же теплое чувство долга по отношению к матери.

У меня был такой случай: приехал в город Воронеж, уже такой песенный город (воронежский хор, Мария Мордасова, которую все знают и любят). Казалось бы в таком городе сложно удивить песней. Когда я зашел на радио, увидел большую пачку писем. Он один конверт взял, другой, третий… Я говорю, что это у вас за «О.П.» на письмах, красным карандашом у вас пометка. А он говорит, это письма, в которых просят исполнит «Оренбургский платок», и мы для краткости себе так отмечаем.

Если бы в Оренбурге не возник народный хор, наверное, этой песни бы не было, потому что когда возникал хор, ко мне приехал в Москву художественный руководитель хора Яков Васильевич Хохлов. Он стал меня звать в Оренбург: «Приезжайте к нам, посмотрите, в станицах наших побудите, в селах, на заводах…».

Я приехал в Оренбург по приглашению, встретился с хором, только-только начинавшим свою деятельность. А сейчас, в 68 году, он будет отмечать свое десятилетие. Это очень хороший хор. Впервые эта песня была исполнена артистками Оренбургского народного хора. Так что отсюда она вылетела! Отсюда ее подхватила Людмила Зыкина, которая ее спела. Где бы она ни получила записку, там «просим Оренбургский платок».

Когда зашел разговор о том, чтобы написать песни для Оренбургского хора, я сказал, что пока я не посмотрю область, пока не встречусь с ней лицом, я писать ничего не буду. Я приехал на целину, стихи я читал прямо с комбайна. Мы были на заводе, в рабочем бараке, и с большим трудом пробрались в город Гай, который только строился. Без сапог было не пройти — грязь, стройка. Но мы видели молодежь, которая, как пчелы, облепляла леса. Тогда мы написали с Пономаренко песню «Белый снег, белый сне засыпал город». Потом я написал стихотворение «Пшеничная царевна», такое степное… Помню, как девушка по дороге с поля села в кузов, там море пшеницы, она созрела. И вот встреча с ней навела на это стихотворение.

Я очень люблю Оренбургский хор и очень высоко его ставлю. Считаю, что он сейчас среди самых известных хоров занимает одно из первых мест по репертуару, по удивительно красивой музыке, по приятному распеву песен. Хор не кричит, как некоторые, а все очень нежно, женственно красиво, грациозно. Я с большой охотой откликаюсь на все просьбы этого хора, вот сейчас я приехал для того чтобы поработать вместе с художественным руководителем хора над одной программы. Мы делает целое отделение, небывалое по сюжету, по приемам, по художественным задачам. Я могу сказать, что такого еще не было, но что это — это пока в тайне.

У меня была встреча с хором, очень волнующая, радостная. Я услышал в его исполнении любимые песни в обработке Хохлова. Искреннее, душевное начало есть в хоре. Все это очень согревало.

Источники:
Фото анонса: https://teachron.livejournal.com/
Фото лида: http://april-knows.ru/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

+ 46 = 55

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: